Музыкально-стилевые особенности кюя М. Мангытаева «Тогилмели»

Просмотры: 22

Поделиться:

Скачать статью Казахский

Авторы

Арайлым Кисярова

												

Корреспондирующий автор

Магистр искусств, артист и солист

Атырауская областная филармония имени Н. Жантурина

Казахстан

Айжан Бердібай

												

Доктор PhD, доцент кафедры музыковедения и композиции

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Казахстан

Информация о статье

Дата публикации статьи

2022-03-30

Страницы статьи

10-14

Раздел

Искусство и гуманитарные науки

Лицензия

Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 International

Аннотация

Статья посвящена музыкально-стилистическому анализу кюя М.Мангытаева «Тогилмели» для фольклорно-этнографического оркестра «Отырар сазы». Кюй был сочинен в 1987г. В музыкальной композиции «Тогилмели» обнаруживается синтез форм. С одной стороны, это вариантно-строфическая форма, свойственная кюям стиля шертпе. С другой – трехчастная структура, характерная для произведений европейской музыки. Первый и третий разделы оркестрового кюя основаны на трехэлементной теме, один из которых положен в основу музыкального развития в среднем разделе. 

В числе приемов музыкальной разработки музыкального материала автор использует имитации, секвенции, вариантное развертывание мотивов. Согласно своему названию, которое можно перевести как «льющийся», весь кюй построен на основе повторения ритмической фигуры: триоль и две восьмые. Аналогичный ритмический рисунок, как известно, часто используются в стиле домбровых кюев – токпе. Использование в партиях сопровождающих инструментов квинтовых созвучий указывает на близость «Тогилмели» древним кюям для кобыза и домбры. Хроматизация ступеней в развивающем и завершающем разделах, использование аккордов побочных тональностей, мелодические скачки на широкие интервалы и многоголосная фактура указывают на претворение в кюе М.Мангытаева принципов европейской академической музыки. 

Ключевые слова

кюй
вариантно-строфическая форма
стили шертпе и токпе
секвенции
имитации

Список источников и References

Затаевич А. «1000 песен казахского народа». – Москва: Музгиз, 1963. – 606 б.

Мухамбетжанов Ш. Торғай өңірінің дəстүрлі аспаптық музыкасы аясындағы күйші Айтбай Мұздахановтың шығармашылығы. Мамандық 6М040100 – Музыкатану. Өнертану ғылымдарының магистрі академиялық дəрежесін алу үшін дайындалған диссертация. Қолжазба. – Алматы. – 90 б.

Омарова Г. Повторяющиеся мотивы в кобызовых кюях// Инструментальная музыка казахского народа. – Алма-Ата: Өнер,1985. – 3-14 с.с.

Аманова С. Древние кюи «Акку»// Инструментальная музыка казахского народа. – АлмаАта: Өнер,1985. – 15-24 с.с.

Zatayevich A. «1000 pesen kazakhskogo naroda». – Moskva: Muzgiz, 1963. – 606 s.

Mukhambetzhanov SH. Tvorchestvo kyuyshi Aytbaya Muzdakhanova v ramkakh traditsionnoy instrumental'noy muzyki Turgayskogo kraya. Spetsial'nost' 6M040100 - Muzykovedeniye. Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni magistra iskusstv. Rukopis'.– Almaty.– 90 s.

Omarova G. Povtoryayushchiyesya motivy v kobyzov kyuyakh // Instrumental'naya muzyka kazakhskogo naroda.- Alma-Ata: Iskusstvo, 1985. - 3-14 s.

Amanova S. Drevniy kyuy «Akku» // Instrumental'naya muzyka kazakhskogo naroda.- Alma-Ata: Iskusstvo, 1985. - 15-24 s.